Новые аспекты патогенеза хронической венозной недостаточности, варикозного расширения вен и направленности действия препарата Венорутон.
Лечение, используемое в флебологии, основывается главным образом на традиционном, преимущественно физическом взгляде на венозную систему. Предполагается, что причиной хронической венозной недостаточности (ХВН) является варикоз и тромбоз крупных вен — процессы, обусловленные неблагоприятными гемодинамическими условиями, особенно в нижних конечностях. Однако последние данные экспериментальных исследований показывают, что центральную роль в патогенезе ХВН играют венулы. Воспалительные или другие патологические процессы, происходящие во внутренней стенке венулы, активируют эндотелий, который в свою очередь выделяет медиаторы воспаления. Это ведет к притоку и активации тромбоцитов и полиморфно-ядерных нейтрофилов, которые прилипают к эндотелиальной поверхности, высвобождают продукты активации циклооксигеназы и, в итоге, мигрируют из венул в межклеточное пространство. Усиливающийся и затягивающийся выход белков плазмы за пределы сосудистого русла вызывает максимальное открытие межклеточных щелей и проникновение жидкости в интерстиций. Этот процесс может приводить к хроническому воспалению, заканчивающемуся разрушением эндотелиального барьера венул и уменьшением чрезкожного напряжения кислорода (ТкpO2).
Указанные новые аспекты патогенеза ХВН акцентируют внимание на то, что местом приложения действия флебологических лекарственных препаратов должна быть стенка венул, главным образом эндотелий мелких венул. Недавно проведенное исследование подтверждает, что активные вещества препарата ВенорутонÒ — O-(b-гидроксиэтил)-рутозиды (ГР; в Англии принято название “оксерутины”) после приема препарата внутрь поглощаются венозной стенкой и содержатся в ней. Эти данные в комплексе с описанными на протяжении последних нескольких лет действиями ГР на эндотелий, вносят ясность в их фармакологический профиль, объясняющий клиническую эффективность в лечении ХВН.
Хроническая венозная недостаточность (ХВН) — распространенное заболевание, регистрирующееся у 10-15% взрослого населения. Тем не менее, его этиология выяснена не полностью. В прошлом в концепциях патогенеза основное внимание уделялось повышенному давлению в крупных венах нижних конечностей. Последующие исследования функций эндотелия указывают на главенствующую роль венул при ХВН [1]. В нижних конечностях площадь поверхности венул, контактирующая с кровью, больше, чем во всех остальных венозных сосудах, вместе взятых. Эндотелиальные клетки, благодаря их расположению на границе между кровью и другими тканями, ответственны за поддержание сосудистого гомеостаза. Они регулируют прохождение содержимого плазмы и лейкоцитов из кровяного русла в интерстиций. Эти свойства эндотелия связывают с наличием специфических молекул (например, мембранных рецепторов, молекул адгезии, внутриклеточных ферментов) и особой конфигурацией цитоскелета. Кроме того, клеткам эндотелия присуща способность синтезировать различные вещества, регулирующие функции тромбоцитов (например, фактор, активирующий тромбоциты, простагландины), лейкоцитов (например, интерлейкин-1, интерлейкин-8, гранулоцитарно-макрофагальный колониестимулирующий фактор) и гладкомышечных клеток (например, эндотелин, факторы роста).
Воспалительные или другие патологические процессы во внутренней стенке венул активируют эндотелиальные клетки. Активированный эндотелий выделяет медиаторы воспаления, что ведет к притоку, адгезии и активации полиморфно-ядерных нейтрофилов и тромбоцитов. Если этот процесс становится хроническим, к поверхности эндотелия прикрепляются Т-лимфоциты и моноциты, которые высвобождают высоко реактогенные радикалы кислорода и гипохлористую кислоту, и запускают каскад событий, приводящих в итоге к разрушению эндотелиального барьера венул. Контакт, возникающий между факторами свертывания плазмы и тканевым фактором, находящимся во внесосудистом пространстве, и, особенно, на перицитах расположенных рядом капилляров, может запускать внутрисосудистую коагуляцию. Аналогичные процессы могут возникать в разветвленной сети vasa venarum крупных вен нижних конечностей, приводя в конце концов к деструкции клапанов и стенки вен.
Общепринятыми методами лечения ХВН являются фармакотерапия и/или компрессионная терапия. Использование компрессирующих чулок или бинтов с целью улучшения венозного оттока крови — это механический способ терапии, который эффективен только во время его применения. Поскольку он не влияет на значительно повышенную проницаемость эндотелия венул, ожидать положительной динамики со стороны процессов, лежащих в основе патогенеза ХВН, не приходится.
Такой эффект может достигаться только с помощью фармакотерапии, при использовании препарата, который связывается с эндотелием воспаленных венул и обладает способностью подавлять или предотвращать воспаление, приводя к снижению проницаемости мелких сосудов и, как следствие, к уменьшению отеков. В результате прерывания процесса, имеющего патогенетическое значение, и нормализации функций эндотелия лекарственной терапии свойственен также существенный эффект последействия.